Адам Мицкевич

Имя гениального поэта Адама Мицкевича, который на весь мир прославил свою родину, новогрудскую землю, стоит в одном ряду с именами наикрупнейших писателей - классиков всемирной литературы.

Адама Мицкевича считают польским поэтом, так как писал он свои произведения на польском языке. Но состоялся ли бы он как поэт, если бы не живописные новогрудские пригорки, красота принеманского края. Стал ли бы он поэтом без песен, легенд, сказок, которые слышал с детства. К тому же, корни его идут из белорусской земли. Родители Адама Мицкевича происходили из обедневшей белорусской шляхты. В Новогрудском повете (ныне Барановичский район), в деревне Заосье 24 декабря 1798 года появился на свет и он сам. Через два года после рождения Адама семья перебрались в Новогрудок, но в Заосье продолжали возвращаться, чаще всего летом. В Заосье и Новогрудке Адам Мицкевич познакомился с белорусским языком, на котором разговаривали крестьяне и здешняя шляхта, с местными легендами, преданиями и обычаями.

Многие его произведения тематически связаны с Беларусью. На белорусских народных преданиях основаны баллады "Романтика" и "Рыбка". На сюжеты из истории Великого княжества Литовского написаны поэмы "Гражина" и "Конрад Валленрод". В самом значительном произведении поэта - поэме "Пан Тадеуш" - проходит ряд образов белорусской шляхты, яркие пейзажи Новогрудчины и Налибокской пущи.

В Новогрудке будущий поэт окончил доминиканскую школу, получил значительные по тем временам знания, в том числе по литературе. В 1815 году Адам Мицкевич поступил в Виленский университет. Вначале он изучал физику и математику, а затем перевелся на историко-филологический факультет. В университетской среде тех времен особенно сильны были патриотические настроения. Вместе с единомышленниками Адам Мицкевич создал тайное общество патриотической молодежи - филоматов и филаретов. Общество первоначально ставило культурно-просветительные цели, а позднее установило связь с будущими декабристами.

Поэтический талант Адама Мицкевича проявился еще в школе, но периодом интенсивной литературной учебы стали 1817-1819 годы, связанные с началом его филоматской деятельности. Именно в ранних стихотворениях высказал поэт свои свободолюбивые взгляды и устремления друзей. Первое печатное произведение Адама Мицкевича "Городская зима" появилось в 1818 году. В своем раннем поэтическом творчестве он придерживался канонов классицизма. Но под влиянием белорусского фольклора и основанных на нем баллад Яна Чечота Адам Мицкевич стал на путь романтизма, создал свои первые романтические баллады. Вместе с будущим поэтом и фольклористом Яном Чечотом не пропускал в окрестных деревнях народные празднества - свадьбы, крестины, запоминал народные песни, смотрел обряды. И хорошо усвоил белорусское просторечье. Позже, в лекциях в Коллеж де Франс, он даст высокую оценку белорусскому языку, древнему и богатому.

Один из университетских друзей, Игнат Домейко, познакомил Адама со своей родственницей Марылей Верещака, жившей в Тугановичах. Марыля оказалась необыкновенной девушкой: отлично знала западноевропейскую романтическую поэзию, любила петь белорусскую народную песню "Да цераз мой двор…" и сама сочиняла музыку. Вспыхнула большая и чистая любовь, которая, по всеобщему признанию, разбудила в Мицкевиче настоящего поэта. Свои самые нежные лирические стихи Адам Мицкевич посвятил Марыле. Так появились баллады "Свитязь", "Свитезянка" и "Лилии", а также Мицкевич издал в Вильно два сборника поэзии, которыми положил начало польскому романтизму.

 

Однако Марыля была сосватана за графа Путкомера, за которого впоследствии и вышла замуж. В то же время умерла мать Адама Мицкевича.

Переживания подорвали его здоровье и вскоре Мицкевич вынужден был взять отпуск по болезни и переехать в Вильно. Здесь, в 1823 году, он создал свою знаменитую поэму "Гражина", в которой оживает история Беларуси и Литвы. В Вильно Адам Мицкевич начал свою многолетнюю работу над своим самым, пожалуй, философским произведением - поэмой "Дзяды". После публикации первых частей "Дзядоў" варшавские критики, недовольные "белорусскостью" его работ, резко нападали на Мицкевича. Однако это не помешало появлению многочисленного числа поклонников Мицкевича у него на родине, в Беларуси, покоренных талантом поэта и силой его слова.
   
В это время власти все же вышли на след тайных обществ. Наиболее активных филоматов и филаретов, среди них и Мицкевича, уже работавшего учителем в Ковно, заключили в тюрьму. А потом отправили кого в ссылку, а кого домой под полицейский надзор. Для Мицкевича ссылка выглядела скорее почетной: Петербург, Одесса, Крым, Москва, снова Петербург. Посещения салона для избранных пианистки Марии Шимановской, встречи с братьями по духу - Пушкиным и Вяземским, Рылеевым и Бестужевым. Особенно тесная дружба связала Адама Мицкевича с Александром Пушкиным. Свидетельством дружбы двух славянских поэтов стали взаимные переводы их произведений. Пушкин адресовал Мицкевичу строки: "Он говорил о временах грядущих, когда народы, распри позабыв, в единую семью соединятся".


Признание к Адаму Мицкевичу пришло уже в виленско-ковенский период его жизни, после выхода первых двух романтических сборников поэзии. Мицкевич оставался незыблемым литературным и нравственным авторитетом, находясь вдали от родины, в эмиграции. Хотя его произведения в Российской империи строго запрещались, тем не менее их привозили на родину и распространяли нелегально. Они воспитывали патриотические чувства у преемников филоматов и филаретов, участников восстаний 1831 и 1863 годов, формировали художественные вкусы.

Наиболее бунтарское среди произведений Мицкевича "Ода к молодости", с которой позднее шли в бой польские и белорусские повстанцы 1830 года. Одновременно со стихами-манифестами Адам Мицкевич написал целый цикл романтических баллад, который в 1822 году вошел в первый том его произведений. Среди стихотворений цикла есть и такие всемирно известные как "Люблю я!", "Романтичность", "Рыбка". Сюжеты этих стихов Мицкевичу во многом подсказали белорусские народные предания и песни.

Жил Адам Мицкевич в Германии, Швейцарии, Италии. После безуспешной попытки присоединиться к участникам восстания 1831 года остановился на несколько месяцев в Дрездене. В 1832 году он поселился в Париже, сотрудничал с деятелями польской и литовско-белорусской эмиграции, занимался политической публицистикой.

В 1834 году Адам Мицкевич женился на дочери польской пианистки и композитора Целине Шимановской-Воловской, которая родила ему 6 детей. В это же время Мицкевич оказывается в тяжелом финансовом положении и чтобы его улучшить поэт начинает преподавать латинскую литературу сперва в Лозаннской академии, а затем и в Париже. Его лекции приходили слушать Жорж Санд и Сен-Без. Но и здесь бунтарская сущность Мицкевича дает о себе знать: власти запрещают его лекции, так как он позволяет себе недальновидно хвалить Наполеона. Плюс ко всему Адам Мицкевич пытается издавать в Париже ежедневную политическую газету "Трибуна народов".

 

В апреле 1855 года Мицкевич овдовел, и осенью того года уехал в Константинополь, намереваясь организовать Новый польский легион для помощи французам и англичанам в борьбе с Россией.

В том же году Адам Мицкевич умер. Прожил он 57 лет. По одной из версий, поэт во время эпидемии заболел холерой. Смерть застала Мицкевича в Константинополе, в разгар его нового проекта по созданию Польского легиона для участия в русско-турецкой войне против Российской империи. По другой (неподтвержденной) версии, Адама Мицкевича отравили. Поэт был похоронен на парижском кладбище Монморанси, а в 1890 году прах Мицкевича был перевезен из Парижа в Краков и помещен в саркофаг в Вавельском кафедральном соборе.

Своим поэта считают и белорусы, и поляки, и литовцы - народы, которые входили в состав Речи Посполитой. Адам Мицкевич еще при жизни приобрел мировую славу. И хотя сегодня уже есть усадьба-музей поэта на его родине на хуторе Заосье, дома-музеи в Вильнюсе и Стамбуле, где он жил, в гимназии в Каунасе, где он работал, Литературный музей имени Адама Мицкевича в Варшаве, есть "уголки А.Мицкевича" и при общественных организациях в разных странах, никогда не зарастает народная тропа к усадьбе семьи Мицкевичей в Новогрудке.

 Дом-музей Адама Мицкевича в Новогрудке - это музей под открытым небом. Там нет традиционных музейных витрин с экспонатами. Человек сразу окунается в домашнюю атмосферу того времени. Появляется ощущение сопричастности, единения с чем-то простым и в то же время великим. Да и сотрудники музея признаются, что чувствуют себя в музее как в настоящем доме, словно поэт вышел за ворота усадьбы, чтобы полюбоваться пейзажами древнего Новогрудка.

 

 

http://www.belta.by/

 

Яндекс.Метрика